"Переигравшая всего Баха"

Культура и Искусство 31.05.2002 «Звучали и Бетховен и авангард»

Культура и Искусство 31.05.2002

В Малом зале филармонии состоялся концерт заслуженной артистки Республики Башкортостан Евгении Григорьевны Пупковой. В концерте были исполнены сонаты Бетховена и произведения современных русских композиторов Бориса Тищенко и Александра Локшина.

Зал заполнили дети из музыкальных школ, преподаватели и студенты Уфимского училища искусств, любители фортепианной музыки, поклонники таланта Е. Пупковой.

В первом отделении ярко, красочно прозвучала трехчастная соната № 2 Б. Тищенко. Наиболее интересными показались Первая и Вторая части, полные радости и оптимизма. А вот произведения А. Локшина (тема и 17 вариаций) по мироощущению и мировосприятию глубоко трагичные, хотя в финале, несмотря на все коллизии, драматизм преодолевается и музыка звучит призывно, жизнеутверждающе.

Во втором отделении Е. Пупкова исполнила четыре последние сонаты Бетховена: наиболее популярную «Аппассионату», редко звучащие в концертах лирическую № 24 и единственную программную № 26 («Прощание», «Разлука», «Возвращение»), а также № 27 лирико- драматического песенного характера. Надо сказать, что исполненные сонаты ярко подчеркивают романтические тенденции в классическом наследии Бетховена, предвосхищающие наступление эпохи романтизма. Исполнение же пианисткой и Бетховена и современной музыки XX века, несомненно, накладывает отпечаток на интерпретацию старых мастеров (в своих концертах Евгения Пупкова всегда исполняет и современную и классическую музыку), поэтому Бетховен с новыми акцентами, контрастами и цезурами звучит у мастера не совсем привычно, более современно, новаторски. Евгения Пупкова уже в течение нескольких десятилетий пропагандирует в России, Башкирии (а ранее и в Советском Союзе) музыку малоизвестных композиторов-авангардистов, произведения которых имеют высокую художественную ценность. Это крупнейшие западные композиторы XX века: А. Шенберг, А. Берт, А. Веберн, немецкие композиторы X. Хенце, П. Хиндемит. Знакомство с их произведениями позволяло нашим слушателям (особенно в семидесятые- восьмидесятые годы прошлого века, когда этой музыки или вообще не слышали, или упоминали о ней как бы сквозь зубы) быть в курсе новейших течений в мировом музыкальном процессе. За это «окно в музыкальный мир» нужно быть благодарными замечательной артистке, которая своим неутомимым трудом и тогда и сейчас не изменяет своей высокой миссии. Пожелаем же Евгении Пупковой здоровья, бодрости и дальнейших успехов в ее благородном труде.

С. Неймышева.