"Переигравшая всего Баха"

Рампа №7 2013 «Неутомимый первопроходец»

Рампа №7

На сцене Уфимского училища искусств состоялся концерт пианистки заслуженной артистки Республики Башкортостан Евгении Пупковой, посвященный 50-летию ее творческой деятельности. Первый её публичный выход приходится на послевоенные годы. Выступали они с сестрой в лагере для военнопленных недалеко от станции Черниковка: шестилетняя девочка Женя с маленьким аккордеончиком и большая девочка Эмилия с большим аккордеоном. Сестры исполнили дуэт Эдвина и Сильвы из оперетты Кальмана, вальс «Над волнами» и… спели и сыграли песню про то, как едут по Берлину наши казаки». Судя по аплодисментам, пленные немцы слов не поняли. Потом девочки вместе с отцом гастролировали по всей Башкирии — играли, пели, танцевали.

Концертная деятельность продолжалась для Евгении Пупковой и в Москве, где она училась сначала в школе для одарённых детей при консерватории (у профессора А. Г. Руббаха), затем — в консерватории (у профессора А. Б. Гольденвейзера) и аспирантуре (у профессора В. К. Мержанова). Профессиональные выступления Евгения Григорьевна начала под девизом «Бах и композиторы XX века» и концертировала уже по всей нашей стране, бывшей тогда, в семидесятых, ещё Советским Союзом.

Клавирные произведения И. С. Баха Пупкова переиграла все. Баха она боготворит. В России таких истинных «бахистов» все-го трое: Самуил Фейнберг, Татьяна Николаева и Евгения Пупкова. По словам Евгении Григорьевны, нет ничего труднее баховского «Искусства фуги»: «Это концентрация баховской полифонии. Настоящие дебри. Последнюю фугу Бах диктовал зятю, пока дышал, но так и не успел закончить, хотя и так всё сумел сказать».

Трудностей Евгения Григорьевна не боялась никогда. К её музыкальному таланту, блестящей фотографической памяти прилагается ещё одно важнейшее качество — необычайная трудоспособность. Аврелиан Григорьевич Руббах писал о своей ученице: «Прошло уже более двадцати лет с тех пор, но я помню руки Жени, постоянно залитые коллодием, так как пальцы девочки не выдерживали той нагрузки, которую им создавала их маленькая хозяйка, работая по восемь-девять часов в день». А вот высказывание о Пупковой Александра Борисовича Гольденвейзера: после одного из концертов его учеников к мэтру подошёл слушатель и сказал: «Александр Борисович! Поздравляю Вас с Вашей Пупковой! Какие у неё пальчики!» — на что Гольденвейзер ответил: «Вы бы лучше сказали — голова какая!»

Рампа №7

Приведу несколько фактов, говорящих о выдающемся таланте и не менее выдающейся трудоспособности Жени. Она как наиболее одарённая ученица была снята в художественном фильме «Большой концерт». Там по сюжету перед комиссией выступали талантливые самодеятельные артисты — певица и аккомпанировавшая ей юная аккордеонистка — Женя Пупкова, показанная затем уже как ученица школы при Московской консерватории. Кстати сказать, руки свои Женя переиграла, будучи школьницей. Не только от многочасовых занятий, но и потому, что приходилось перестраиваться с привычной аккордеонной клавиатуры на фортепианную. Переиграла и вылечила их… играя Баха. Следующий пример: к очередному уроку она приносила пять-семь выученных прелюдий и фуг Баха. Пианисты знают, что это невероятно трудно, сродни маленькому подвигу. И, наконец, самое убедительное доказательство: одиннадцатилетний курс начального и среднего музыкального образования Женя прошла за шесть лет.

В молодости её выступления собирали полные залы. Закончив объявленную программу, пианистка еще более часа играла на «бис». Она отказалась от успеха, когда поняла, что не хочет повторять за другими привычные шаблоны, приятные для слуха большинства слушателей. Она искала свой духовный мир в искусстве, искала свое «я». Ей говорили: «Вы не собираете полные залы», она отвечала: «Ну и пусть. Я костьми лягу за своих слушателей. Ради них я готова заниматься день и ночь, готовить новые программы. Мне не нужны другие». Да, как сказал профессор Р. Г. Кудояров, побывавший на ее концерте и удивившийся небольшому количеству слушателей: «Но разве соловью нужна аудитория?!»

Пупкова готовит двухчасовые программы, разучивая сложнейшие произведения. Она исполнила, к примеру, все «Двадцать взглядов на Иисуса младенца» Оливье Мессиана, что под силу единицам во всём мире. Редко кто решается играть произведения Чарлза Айвза. Пупкова играла его сонату «Конкорд», которая по времени занимает пятьдесят пять минут. Когда Евгения Григорьевна встретилась с композитором Алемдаром Карамановым, произведения которого («Музыка № 1», «Музыка № 2») она сыграла, записала и предварительно послала запись композитору, он сказал: «Вы — одна, но Вы есть. Вы развеяли миф о неисполнимости моей музыки». О том, как разучивалась вторая соната Пьера Булеза, Пупкова вспоминает: «Потратила полгода на то, чтобы разобрать текст, и ещё полгода на то, чтобы из текста сделать музыку. Странички в труху превращались. Ляля(музыковед и пианистка Ляля Габдулловна Кудоярова — ред.) схватилась за сердце, увидев ноты, сказала: «Как ты осталась жива?». Евгению Григорьевну называют «неутомимым первопроходцем в области современной музыки».

Играет Пупкова ярко, мощно. Многие пианисты, даже мужчины, бывает, подпрыгивают на стуле, чтобы усилить удар. Пупкова не прыгает, не дёргается, но, тем не менее, заполняет зал звуком неистовой силы. А какое у нее piano! Сколько в нём оттенков! Теплота, нежность, игольчатая хрупкость, бестелесная туманность, поразительная способность с помощью звуков создавать мгновения звенящей тишины

В её исполнении и классическая музыка звучит необычно. Профессор института им. Гнесиных Т. Е. Лейе, приехавшая в Уфу и побывавшая на концерте, где Евгения Пупкова исполняла сонаты Скарлатти, сказала: «Это было исполнено гениально!»

На прошедшем юбилейном концерте в первом отделении была исполнена музыка композиторов XX века: две прелюдии и баллада Наримана Сабитова — эпическая, раздумчивая, с очень яркой кульминацией; соната № 2 Сергея Евсеева, посвященная Александру Гольденвейзеру; Чакона Софии Губайдуллиной, о которой исполнительница сказала: «Если бы я была художником, то нарисовала её чёрно-серыми красками. Белого нет. Кладбище. Колокольные звоны». Первое отделение завершилось исполнением «Сказок старой бабушки» Сергея Прокофьева. Здесь пианистка выбрала путь не сказочного повествования, а серьёзного разговора с детьми о глубинных чувствах, составляющих главную ценность человеческой души

Во втором отделении прозвучали четыре сюиты Георга Фридриха Генделя. Сколько в них жизненной силы, какие живые образы, какая богатейшая палитра красок!

…Музыка умолкла. Пианистка опустила руки на колени. Маленькая, обессиленная. Потом поднялась, поклонилась и ушла со сцены. Концерт закончился. Как оказалось, он был посвящён не только 50-летию творческой деятельности, но и 75-летию со дня рождения. Всё очень скромно и пылко. И просто. В честь этих двух событий нам, слушателям, был подарен юбиляршей потрясающий концерт, к которому она готовилась целый год

Читаю запись в блокноте: «Я впервые увидел человека, который был так близко к музыке. Музыка — это её воздух, её сущность, она буквально «пьет» её. Когда я сидел на её концерте, возникло ощущение, что наблюдаю за чемто глубоко личным, как будто подсматриваю в замочную скважину за двумя влюблёнными. Все звуки, которые лились из-под ее пальцев, звучали естественно, как бы в своей первозданной красоте. Мне кажется, даже сами композиторы так не представляли свои произведения, как сыграла их Е. Пупкова». Так написал студент теоретического отделения училища искусств Павел Нестеренко. Радует, что молодёжь умеет ценить неординарность таланта, тянется к нему. О Евгении Пупковой опубликована статья, написанная её ученицей Эльвирой Яфаевой. Другой ученик Евгении Григорьевны — Ярослав Копычев — вёл юбилейный концерт. Спасибо вам, молодые, за ваши открытые к прекрасному сердца!

Забыла сказать, что на концерты Евгении Пупковой вход свободный, то есть совершенно бесплатный. Удивительное явление в нашей жизни, не правда ли?