"Переигравшая всего Баха"

Два выходных 27.11.2003 «Святая к музыке любовь»

Два выходных 27.11.2003

40-летие своей концертной деятельности отмечает в этом году заслуженная артистка БАССР пианистка Е.Г. Пупкова. За эти годы ею был накоплен огромный концертный репертуар, который включает музыку разных стилей и направлений. Она не только прекрасный музыкант, но и неординарный человек с интересной яркой биографией.

Музыкальное образование Евгения Григорьевна получила в Москве: окончила музыкальную школу, училище при консерватории у профессора А.Г. Руббаха, затем поступила в консерваторию в класс знаменитого пианиста и педагога профессора А.Б. Гольденвейзера. Еще учась в школе, талантливая девочка из Башкирии была приглашена сниматься в кино, в фильме «Большой концерт», посвященном солистам Большого театра, где аккомпанировала знаменитой М. Звездиной. Концертная деятельность Е.Г. Пупковой началась с первых лет учебы: выступала со студенческим оркестром в Большом зале консерватории, что было большой честью для учеников, с неизменным успехом играла на всех вечерах кафедры специального фортепиано, ей довелось музицировать вместе с выдающимся советским композитором Д. Кабалевским. Занимаясь у А.Б. Гольденвейзера, она не только получила прекрасную пианистическую школу, но и имела редкую возможность слушать воспоминания своего педагога о его встречах с такими корифеями отечественной культуры, как JI. Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер… Посчастливилось ей слушать «живую» игру знаменитых российских и зарубежных исполнителей: С. Рихтера, Э. Гилельса, М. Юдину, В. Софроницкого, Г. Гульда и других.

По окончании учебы Евгения Григорьевна вернулась на родину, в Башкирию, много концертировала в городах и районах республики. Она стала первой в Башкирии пианисткой, получившей право на гастроли по Советскому Союзу и объездила с концертами полстраны. Ее программы были выстроены по определенной схеме: первое отделение — классика, второе авангард (который, заметим, был практически неизвестен советскому слушателю). За сорок лот концертной деятельности она подготовила сорок программ. В репертуаре пианистки Й. Гайдн, Л. Бетховен, В.-А. Моцарт, из романтиков она предпочитает Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, а из русских классиков — М. Мусоргского, П. Чайковского, А. Скрябина. Но на первом месте всегда был и остается Бах. Она сделала тринадцать (!) баховских программ, переиграв едва ли не все его сочинения.

Что привлекает ее в творчестве Баха, труднейшего из композиторов? Такой вопрос мы задали пианистке. «Прежде всего духовность Баха, — ответила Евгения Григорьевна. — И первая задача исполнителя — проникнуться его духом. Баха играют многие, но не все способны преодолеть полифонические трудности, т.е. услышать все голоса в их сложных сочетаниях, переплетениях и заставить других услышать их. Чтобы быть бахистом, нужно обладать в полной мере полифоническим мышлением. Для меня образец — непревзойденный бахист Глен Гульд. Он полифонист от Бога. Бах самый трудный композитор, так как в нем нет ничего внешнего и он требует огромной экспрессии и напряжения интеллекта. Бах будет жить, пока будет жить человечество, ибо он писал для будущего, и это будущее — бесконечные поколения музыкантов,которые извлекут из него все, что им доступно в силу их эмоциональной природы, жизненного опыта и духовного уровня».

А чем привлекателен для исполнительницы авангард? «Прежде всего неизведанностью, — признается Евгения Григорьевна. Я испытываю творческое удовлетворение, когда мне удается преодолеть сложнейший музыкальный текст. И из этого текста сделать музыку. И эта музыка в лучших своих образцах отражение нашей жизни, жизни людей, на долю которых выпали неисчислимые страдания». Невозможно перечислить имена всех композиторов-авангардистов, с которыми знакомила, она своих слушателей. Это огромнейший пласт музыкальной культуры XX века: А. Веберн, А. Берг, Э. Денисов, сложнейший П. Булез, С. Губайдуллина, Д. Караманов, Ч. Айвз и еще несколько десятков имен.

Сегодня Евгения Григорьевна занята подготовкой новой, сорок первой по счету концертной программы. Пожелаем же ей дальнейших успехов в творчестве. Пусть она всегда радует нас, слушателей, своим прекрасным искусством.

Олеся Табулдина, студентка Уфимского училища искусств.

На снимках: уникальный теперь уже кадр из фильма режиссера В. Строевой «Большой концерт» — ученица музыкальной школы Женечка Пупкова и солистка Большого театра Мария Звездина, 1951 год; заслуженная артистка Башкирии Евгения Григорьевна Пупкова после очередного концерта.