"Переигравшая всего Баха"

Истоки 11.1998 «Играть, играть и играть…»

Истоки ноябрь 1998

В этом году исполняется 35 лет творческой деятельности известной пианистки, преподавателя училища искусств Евгении Григорьевны Пупковой. За эти десятилетия ею дано огромное количество концертов, причем уже по традиции Евгения Григорьевна каждый учебный год заканчивает большим сольным выступлением в одном из концертных залов города.

Из краткой характеристики Е.Г. Пупковой, данной профессором московской Государственной консерватории, заведующим кафедрой фортепиано Центральной школы для музыкально одаренных детей А.Г. Руббахом (1972 г.): «Мне довелось в течение ряда лет быть учителем Е. Пупковой, и я могу сказать, что она была замечательно талантливым ребенком… Она в шесть лет взяла аккордеон в руки и в тяжелые послевоенные годы вместе с семьей выступала в клубах, на танцплощадках, в рабочих поселках и железнодорожных станциях Башкирии. Это была поистине изнурительная работа, когда ребенок поздно ночью засыпал тут же на сцене, уронив голову на свой инструмент…».

Репертуар исполнительницы огромен: западная и русская классика, произведения советских и башкирских композиторов, в каждой программе произведения самых современных композиторов, которые исполняются (из-за их трудности) или крайне редко, или впервые. Например, в апреле 1998 года в Большом концертном зале УУИ состоялся концерт Е. Пупковой. Первое отделение включало современную западную музыку (Барток, Типпетт, Эйслер), второе было посвящено творчеству Скрябина.

Из «Краткой характеристики…»: «…прошло более двадцати лет, но я до сих пор помню руки Жени, постоянно залитые коллодием, так как пальцы девочки не выдерживали той нагрузки, которую им создавала их маленькая хозяйка, пальцы постоянно кровоточили, работая по восемь-девять часов в день».

Концерт вызвал у слушателей целую гамму чувств; от восторга и удивления (необыкновенная сложность и масштабность программы) до безграничного уважения и преклонения перед творческим подвигом заслуженной артистки республики Е. Пупковой.

Из «Краткой характеристики» профессора Руббаха: «…уже на втором году обучения в музыкальной школе Пупкова исполняла то, что играли ученики 6—7-х классов. Когда я показал девочку Дмитрию Кабалевскому, ныне народному артисту СССР, много лет занимавшемуся развитием одаренных детей, то и он был удивлен успехами девочки, которая свободно играла с ним с листа в четыре руки… Пупкова прошла семилетний курс музыкальной школы менее чем за три года. На втором курсе училища при МГК как лучшая студентка играла Третий концерт Бетховена для фортепиано с оркестром в Большом зале Московской консерватории. Причем, из-за воспаления легких не имея возможности репетировать (пролежала в больнице две недели), она все-таки вышла на сцену и блестяще справилась с трудным произведением фортепианной классики… Для этого потребовались не только огромное желание и собранность, но и прекрасные профессиональные навыки… Развитие Евгении Пупковой в музыкальном училище шло стремительно и блестяще…».

После концерта, поздравляя пианистку с успехом, мы долго беседовали с ней и постарались коротко записать наш разговор с замечательным мастером.

Корр.: — Евгения Григорьевна, расскажите, пожалуйста, о себе.

Е. Г.: — Отец — бухгалтер, мать — учительница начальных классов. Все в семье любили музыку. В 6 лет отец купил мне маленький аккордеон. Я хорошо пела и аккомпанировала себе на аккордеоне, иногда это делал отец.

Корр.: — Кого Вы считаете Вашим главным музыкальным воспитателем?

Е. Г.: — Благодаря моим настойчивым просьбам в 11 лет мама отвезла меня в Москву, где мне довелось встретиться с прекрасным музыкантом, необыкновенной души человеком Аврелианом Григорьевичем Руббахом, в гостеприимном доме которого я прожила 5 лет, до поступления в Московскую консерваторию, в класс Александра Борисовича Гольденвейзера…

Из «Краткой характеристики…» профессора Руббаха: «…народный артист СССР, замечательный музыкант и педагог, человек глубокой музыкальной культуры, Александр Борисович Гольденвейзер, услышав игру Пупковой на выпускном экзамене в училище (Женя исполнила труднейшее произведение виртуозного репертуара — «Свадьбу Фигаро» Моцарта)высоко оценил ее подготовку, природные данные, способность схватывать суть музыкального произведения… Встречаясь с А. Б. Гольденвейзером, я не раз слышал, как этот строгий и очень требовательный педагог отмечал прекрасную музыкальную интуицию молодой исполнительницы, цельность и самостоятельность ее художественного мышления».

…После консерватории здесь же я закончила аспирантуру под руководством профессора Виктора Карповича Мержанова. По возвращении в Уфу работала солисткой и концертмейстером Башкирской государственной филармонии. В 1971 году получила в Москве право давать самостоятельные концертные программы в двух отделениях. В течение 9 лет концертировала по России.

Корр.: — Где и когда состоялось Ваше первое публичное выступление как пианистки?

Е. Г.: — Мне было пятнадцать лет. У меня не было своего инструмента, поэтому моим «вторым домом» на какое-то время стал Дворец им. Орджоникидзе, на сцене большого зала которого я и выступила. Кажется, исполнила парафраз Листа на темы Моцарта, миниатюры Шуберта и что-то из Баха.

Корр.: — Мы слышали, что в студенческие годы Вы снялись в кино?

Е. Г.: — Да. Будучи студенткой музыкального училища, я снялась на киностудии им. Горького в фильме «Большой концерт». Первый фрагмент — я аккомпанирую на аккордеоне солистке Большого театра Звездиной, второй — занятие с профессором Руббахом.

Корр.: — Что для Вас исполнительство?

Е. Г.: — Все. Я подчинила этому всю жизнь. Мое кредо: оставаться самой собой. Были у меня и неудачи, и падения, и сомнения, я оступалась, падала, но всегда (бывало, со стоном, с криком и проклятиями) поднималась и шла дальше… Самое трудное — определить свое место в искусстве. Пабло Казальс сказал: «Необходимо забыть все, чему тебя научили…». Но, по-моему, забыть — только первый этап, второй — это сказать или постараться сказать свое слово…

Из «Краткой характеристики» профессора Руббаха: «…доброта и чистосердечие, воля, преданность искусству и крайняя сосредоточенность, принимающая облик «рассеянности» — вот основные черты ее характера, черты, дающие ее искусству жизненность и вдохновение, но требующие порой от окружающих внимательного отношения…».

Е. Г.: — Я буду идти вперед, насколько хватит моих сил. Такова моя судьба. Каждой ***** своего я не пожелаю никому — настолько он тяжел, но и никому его не отдам…

Корр.: Есть ли у Вас исполнители-кумиры?

Е. Г.: — Мой идеал — Глен Гульд, непревзойденный интерпретатор Баха. Я заимствовала у него штрих «стаккато», это помогло мне овладеть полифонией и войти в мир Баха. Есть, конечно, и другие: Артуро Бенедетти-Микеланджели, Пабло Казальс…

Корр.: — Ваши планы на будущее?

Е. Г.: — Играть, играть и играть! Искусство — это личное мировоззрение, запечатленное в звуках. Мою интерпретацию того или иного произведения можно не принимать, но она МОЯ. В конце концов, я не должна нравиться всем, у меня есть свои слушатели… Думаю, это и есть то, что называется «оставаться самой собой».

На этом наша беседа закончилась. Мы еще раз поблагодарили Евгению Григорьевну Пупкову за прекрасный концерт, за ее невероятную самоотдачу, которая не ослабевает вот уже в течение трех с половиной десятилетий, за ее музыкально-просветительскую деятельность в нашей республики и пожелали ей здоровья, творческих удач и счастья, насколько это возможно в наше время.

А.С. Васильева, преподаватель УУИ;

Н.Г. Гильманова, учащаяся III курса УУИ.

На снимках: кадры из фильма «Песня о дружбе».