"Переигравшая всего Баха"

Вечерняя Уфа 30.06.1995 «Мастер и Евгения»

Вечерняя Уфа 30.06.1995

В зале Башкирской государственной филармонии состоялся очередной концерт (благотворительный, в честь 50-летия Победы) пианистки Евгении Пупковой.

В программе классическая и авангардная музыка. Классика — это Й.С. Бах: трехголосные инвенции и редко звучащие на концертной эстраде соната «Ре- мажор» и «Три фантазии». Бах — единственный композитор, к которому Евгения Пупкова возвращается в течение десятков лет. Трехголосные инвенции — последний цикл, который она представила на суд слушателя. (За последние двадцать лет, кроме изрядного количества сочинений современных авторов, начиная от Булеза, Мессиана и Жоливе и кончая Карамановым, Уствольской и Тищенко, Пупкова исполнила немало сонат Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена, постоянно возвращалась к произведениям Чайковского, Мусоргского, Метнера и других композиторов).

Самыми крупными циклами Баха являются 48 прелюдий и фуг из двух томов «Хорошо темперированного клавира» (длительность исполнения свыше 4-х часов), «Токкаты», «Партиты», «Английские и французские сюиты», Гольдбер-вариации. Самое сложное из циклических произведений Баха — «Искусство фуги», написанное незадолго до смерти и неоконченное (последняя 3-темная пространная фуга недописана), — содержит 20 фуг, исполнение которых длится 1,5 часа.

Задача исполнительницы заключается не только в преодолении труднейшего полифонического материала, а главным образом в осмыслении и раскрытии внутренней сущности музыки. «Искусство фуги» — концентрация духа Баха, глубоко запрятанного в дебрях полифонии. Вот почему этот цикл отваживаются исполнять весьма немногие. Антон Веберн — один из гениальных учеников создателя нововенской школы Арнольда Шенберга, в своих «Лекциях о музыке» писал: «Искусство фуги» — абстракция и высшая реальность. Это целая книга музыкальных мыслей, исходящих из одной идеи». Высказывание Веберна является подтверждением невероятной композиторской изобретательности Баха, сумевшего на одной теме-идее построить грандиозное полифоническое творение.

Сделаем краткий исполнительский анализ творчества Евгении Пупковой на примере двух крупнейших циклов Баха — «Хорошо темперированного клавира» и «Искусства фуги» (первый цикл был реализован в 4-х программах несколькими годами ранее). Коротко можно сказать так: музыкант шел от эволюции мировоззрения к эволюции стиля исполнения. Жизнь — это движение, хотим мы того или нет, изменения происходят не только вне, но и внутри нас. И если при исполнении прелюдий и фуг из первого цикла налицо открытое столкновение сил добра и зла, избыток жизненной энергии и «воинственность» духа, то искусство фуги уже нечто иное. Вместо резких коллизий здесь непрерывное, бесконечное сопротивление злу, стоицизм и та душевная гармония, которая достигается ценой многолетней внутренней борьбы человека с самим собой. Особенно хороши медленные фуги, где глубокое созерцание и самоуглубленность переходит в состояние некоторой отрешенности.

Цель и стремление Е. Пупковой — погрузить слушателей в самих себя. Гете писал: «Самое главное — углубиться в самих себя. Идти вперед, можно лишь идя вглубь». По мнению Е. Пупковой, глубина и простота в искусстве — самые ценные составляющие. Погружаясь в себя, слушатель -сообразно своему интеллекту, эмоциональной природе и жизненному опыту пытается переосмыслить и заново перечувствовать уже пережитое, прислушаться к своему внутреннему «я», всему лучшему, что заложено в нас природой и Творцом.

Искусство Евгении Пупковой — давнишняя и неотъемлемая часть духовной жизни нашего города, республики и, не побоюсь сказать, России. Исполнение ею труднейших произведений авангардной музыки зачастую просто уникально — их не исполняет больше никто или единицы. На вопрос о месте авангардной музыки в мировой культуре Пупкова заметила: «Лучшие образцы этой музыки (Шенберг, Мессиан, Устволь- ская, Караманов) — для меня такая же духовная ценность, как и произведения величайших мастеров прошлого. Для постижения современного авангарда потребуется столько же времени, сколько потребовалось для постижения Баха. Для этой гениальной музыки нужны гениальные интерпретаторы, которые сделают ее широко доступной для современного слушателя».

Пожелаем же музыканту, художнику, мыслителю здоровья и дальнейшей плодотворной работы, которая в наше Смутное время особенно необходима для того, чтобы напоминать нам о высших духовных ценностях.

С.Сканко.???