"Переигравшая всего Баха"

Истоки 16.01.2008 «Третья в России»

Истоки 16.01.2008

В Уфе живет уникальная пианистка, заслуженная артистка Республики Башкортостан Евгения Григорьевна Пупкова, вошедшая в историю российского музыкального искусства XX века как третий человек, сыгравший почти всего великого Баха. Пианистка, в течение нескольких десятилетий пропагандирующая в нашей стране не только классиков, но также музыку современных композиторов-авангардистов.

Мать Жени, Клавдия Григорьевна Лобова, родилась в 1908 году в с. Топорнино (ныне Кушнаренково) в семье сына управляющего имением помещика Грибушина. Получила в Благовещенске среднее педагогическое образование и стала учительницей начальных классов. Вышла замуж за жителя Уфы Павла Александровича Баталова. В 1932 году родилась Эмилия. Однако семейная жизнь прервалась, когда дочери не исполнилось и двух лет, — отец ее внезапно умер от воспаления легких.

Как все ее подруги, Миля очень хотела иметь отца, и она нашла его. Григорий Андреевич Пупков был не из местных. В Уфе он оказался случайно, но именно здесь обрел свое семейное счастье.

В 1938 году родилась Женя. Жить стало веселее. Стесненные жизненные неудобства преодолевались любовью и согласием в семье. Учительница начальных классов семилетки, бухгалтер при столовой и двое их дочерей занимали одну из комнат двухкомнатной квартиры в Черниковке.

В июне 1941 года началась война. В квартиру подселили мать военнослужащего, ушедшего на фронт. Она стала жить на общей кухне. Пупковым и их соседям пришлось сложить печи в своих комнатах. Так и жили…

В последние годы войны в летние и теплые осенние месяцы после рабочего дня Григорий Андреевич выходил на крыльцо и играл на баяне. Собирался народ. Люди просили исполнить танцевальную музыку. Миле и Жене нравилась эта музыка — танго и вальсы. Женя, сидя рядом с отцом, раскачивалась из стороны в сторону в такт музыке.

И родители решили обучить детей музыке. Мать стала водить их к учительнице-пианистке. Недалеко от дома, в одном из бараков, находился клуб «Строитель». Там было хорошее пианино. Сестры стали ходить в клуб и играть на этом инструменте.

Убедившись в музыкальных способностях дочерей, Григорий Андреевич купил прекрасный трофейный аккордеон «Хохнер» и стал обучать их технике игры на нем. Обе достаточно быстро освоили игру на аккордеоне. Разучивали прежде всего вальсы и песни. Отец и девочки стали принимать участие в художественно самодеятельности клуба «Строитель».

Вскоре под аккомпанемент отца сестры стали петь вдвоем или поодиночке. Звонкоголосая Женя стала петь, аккомпанируя себе. Когда надо было, могла и сплясать. Никогда не отказывалась исполнять два или даже три раза песню, полюбившуюся зрителям. А выступать перед ними приходилось часто…

Жене было восемь лет, когда в семье узнали, что на Соцгороде есть детская музыкальная школа. Родители потеряли покой от настойчивых просьб дочери устроить ее в эту школу. Женина настойчивость победила, и родители сдались: ее приняли в первый класс на отделение фортепиано.

Первой учительницей Жени стала Нина Кирилловна Салова (Урманова) — замечательный педагог и человек. Она для Жени была, что называется, второй матерью, верным другом и советчицей. Теоретические предметы преподавала только что вернувшаяся с фронта Надежда Васильевна Беляева (позже Тетерюк).

Однажды летом двоюродная сестра Ольга пригласила Милю и Женю погостить у нее в Раевке. В те годы ее отец Алексей Александрович Баталов работал там одним из руководителей района. Мать предложила дочерям взять с собой аккордеон Жени и показать свое искусство родственникам.

Впечатлений от увиденного и услышанного у сестер было много. Попав впервые на сабантуй, проводимый после окончания весеннего сева, они были удивлены массовому участию в нем местного башкирского и татарского населения. Из ближних и дальних деревень собрались на берегу реки Демы люди всех возрастов. Особое внимание досталось Жене, когда она на аккордеоне сыграла мелодию песни «Галиябану». Вокруг Жени собрался народ, и ей пришлось аккомпанировать неожиданно возникшему хору, а затем дуэту одного высокого молодца и молодой красавицы-татарки…

В январе 1949 года в Уфу приезжал Павел Петрович Кадочников — один из известнейших в то время киноартистов. Молодежь буквально бредила им, восхищалась его мужественными героями. Все девчонки были влюблены в Кадочникова. Миля и Женя не были исключением. Поэтому, узнав о приезде его в Уфу, они загорелись желанием воочию увидеть и услышать своего кумира.

Уже было известно, что Кадочников поселился в гостинице «Башкирия», неподалеку от тогдашней квартиры наших героев. Администратор гостиницы сказал, что артист живет на втором этаже, и назвал номер его комнаты.

Павел Петрович встретил гостей очень приветливо. Беседовал с ними как со старыми добрыми друзьями. Разговаривали долго и о многом. Павел Петрович спросил, чем занимаются и интересуются девочки. Сказали, что Женя недолго училась в музыкальной школе, играет на пианино и аккордеоне, как и сестра, хорошо поет, при этом себе же аккомпанирует…

Когда на следующий день пришли в гостиницу, Кадочников стоял в вестибюле в пальто и шляпе — видимо, собирался уходить. Увидев знакомые лица, он вернулся с ними в свой номер. Женя спела несколько песен, аккомпанируя себе. Павлу Петровичу понравилось ее исполнение, и он посоветовал ей поехать учиться в Москву. Таким образом, встреча с артистом Кадочниковым стала для Жени «судьбоносной»…

Летом 1949 года Женя с матерью поехала в Москву. Конкурс в музыкальную школу для одаренных детей при Московской консерватории был очень большой. Женя блестяще сдала экзамены, и ее приняли. Однако, как оказалось, интерната для учащихся не имелось. Жене было негде жить. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Помог профессор музыкального училища при консерватории Аврелиан Григорьевич Руббах. Он и его жена Элеонора Иоганновна предложили Жене жить у них, хотя сами имели лишь одну комнату в коммунальной квартире на восемь семей.

В первые же годы учебы своим сильным детским сопрано Женя стала солировать а капелла в школьном хоре, выступавшем в Большом зале консерватории в связи с завершением очередного учебного года. Как наиболее одаренная ученица в 1950 году она приняла участие в фильме «Большой концерт», снятом на киностудии имени Горького…

В 1953 году профессор А. Г. Руббах с Женей приезжал в Уфу в качестве представителя Центрального дома работников искусств. На педагогических чтениях, организованных Уфимской детской музыкальной школой №1 для педагогов музыкальных школ Башкирии, он в качестве живой иллюстрации своей педагогической системы представил Женю Пупкову.

Феноменальная музыкальная память Жени, ее огромная работоспособность, быстро развивающийся музыкальный вкус и общая культура приносили свои плоды. Под руководством известных теоретиков музыки Евгения Пупкова, по отзыву Руббаха, в первый же год учебы в музыкальном училище «не только преодолела некоторое отставание в теоретических дисциплинах, неизбежное при сверхсжатых сроках школьного курса, но вскоре обогнала своих сверстников и закончила курс училища на «отлично»».

На выпускном экзамене в училище Евгения Пупкова исполнила труднейшее произведение виртуозного репертуара — «Свадьбу Фигаро» Моцарта — Листа — Бузони.

Таким образом, одиннадцатилетний курс начального и среднего музыкального образования Евгения Пупкова прошла за шесть с небольшим лет.

Московская консерватория по классу Александра Борисовича Гольденвейзера была также блестяще окончена, и Женя получила диплом с отличием по трем специальностям: концертного исполнителя, концертмейстера и преподавателя.

В 1964 году Евгения Пупкова также на «отлично» окончила заочную исполнительскую аспирантуру при консерватории под руководством Виктора Карповича Мержанова. Через несколько лет Мержанов, прослушав запись из сочинений французского композитора, органиста и музыковеда Мессиана Оливье, многие произведения которого основаны на сложных ладовых структурах и ритмических системах, сказал: «Мне даже не верится, что так превосходно играет моя бывшая аспирантка».

После окончания консерватории Женя по распределению приехала в Уфу. Женя и ее мать жили в небольшой комнате в квартире на три семьи. В свою комнату женщины ухитрились втиснуть рояль, взятый напрокат, который занимал почти всю комнату. После кончины матери в 1963 году Женя жила одна.

В течение пяти лет Евгения Григорьевна работала в лектории Башгосфилармонии в качестве концертмейстера и солистки, затем преподавала в училище искусств. Когда в Москве профессора консерватории узнали, что Пупкова работает в училище, в институт искусств была послана телеграмма, и Евгения Григорьевна была приглашена туда на работу. Однако моральная обстановка в институте для пианистки сложилась неблагоприятно: ее манеру исполнения музыкальных произведений не понимали и не принимали. Евгении Григорьевне пришлось вернуться в училище. Она, кроме того, устроилась на работу в хоровую капеллу во Дворце культуры имени С. Орджоникидзе.

Жене приходилось много работать дома, готовиться к концертам. Ее игра на рояле, естественно, не нравилась соседям, и она обратилась к руководителям Дворца культуры с просьбой помочь ей получить отдельное жилье. И в 1966 году горсовет выделил Жене однокомнатную квартиру.

Каждый год Женя готовит новую программу для концертного исполнения. Выступает с ней, как правило, один или два раза там, где удается договориться относительно зала, всю программу записывает на кассеты и хранит их в своем архиве. Таких кассет с записями музыки у нее более сотни. Что ни год, то новая запись, и… в архив. Кем, когда и где они будут исполнены, Евгению Григорьевну не интересует. Ее интересует лишь музыка, в которой она живет, музыка для новой программы…

С 1972 по 1981 год Е. Пупкова, первой в республике среди пианистов получившая право от Росконцерта на сольные концерты в двух отделениях и на гастрольную деятельность, ездила по Советскому Союзу и выступала в залах Москвы, Казани, Перми, Екатеринбурга, Астрахани, Вологды, Харькова, городов Башкирии. Она исполняла произведения русских и западноевропейских классиков, а также современных композиторов-авангардистов. И каждый раз ее программа поражала сложностью, необычностью и глубиной видения исполнительницы. После девятилетних поездок из-за состояния здоровья Евгения Григорьевна вынуждена была прекратить гастроли, но ежегодно продолжала готовить новые программы. Почти каждый год играла в уфимских школах, где работали ее бывшие ученики, в Домах учителя, Дворцах культуры. Много лет играла в родном училище для своих преподавателей и студентов современную музыку и классику.

Известно, что исполнителей произведений Баха много, но большинство из них ограничивается несколькими произведениями из огромного баховского наследия. Из пианистов России «бахистами» стали лишь трое: С. Файнберг, Т. Николаева и (Уфа может гордиться!) наша Евгения Пупкова. Все они в разное время были учениками прославленного Гольденвейзера, ценившего в пианисте более всего умение мыслить нестандартно, вопреки канонам. Более полувека назад «начался» для Евгении Григорьевны Бах как часть жизни. Она играла его в школе и училище, в консерватории и аспирантуре, вернувшись в родную Уфу, когда вела здесь концертную деятельность.

Евгения Григорьевна считает, что авангард, который она играет с 1973 года, оказал влияние на ее интерпретацию Баха и помог ей «оживить его дух». Первым авангардным композитором, пленившим ее, стал Оливье Мессиан с его громадным циклом «Двадцать взглядов на младенца Иисуса». Она преодолела его в несколько приемов. После Мессиана было много других авангардистов — Шенберг, Пуленк, Булез, Жоливе, Барток, Веберн, Берг, Эйслер, Хиндемит, Айвз… Из отечественных следует назвать Караманова, Локшина, Денисова, Тищенко, Банщикова, Сильвестрова, Губайдуллину, Уствольскую, Буцко, Бахора. Ею сыграны сочинения Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Скрябина и других наших классиков.

В апреле 2003 года Евгения Григорьевна отметила 40-летие своей концертной деятельности, сыграв 40-ю программу. Каждый год она готовит новую программу, поэтому они не повторяются.

24 апреля 2004 года фортепианный концерт был посвящен памяти профессора Р. Г. Кудоярова, у которого Евгения Григорьевна в свое время несколько раз консультировалась в связи с обострением болезни глаз.

В газете «Медик» о пианистке он писал: «Пройдет немного времени, и о Евгении Пупковой будут ходить легенды. Но только мало кто сможет подтвердить, что слушал соловья, воплощенного в облике хрупкой, маленькой, с первого взгляда неяркой женщины с блестящими глазами».

В настоящее время Е. Г. Пупкова готовит свою очередную, 45-ю программу, включающую, как всегда, новую и классическую музыку. На днях, 21 января, у нее юбилей — 70 лет со дня рождения. А в музыке она с шестилетнего возраста…

А. Кондратьев.